Косен дзюдо. Что это такое ?

   Дзюдо Косен (高 專 柔道 Kōsen jūdō) было усовершенствованием дзюдо Кодокан, которое было разработано и процветало в технических колледжах Kōtō senmon gakkō (高等 専 門 学校) (Kōsen (高 專)) в Японии в первой половине двадцатого века. Правила соревнований дзюдо Косен допускали больший упор на ne-waza (ground 技, наземные техники), чем в традиционном дзюдо, и иногда его считают отличным стилем дзюдо. Сегодня термин «дзюдо Косен» часто используется для обозначения связанного с ним набора правил соревнований, который допускает расширенную технику ne-waza. Такие правила соревнования до сих пор используются в соревнованиях по сичитеи дзюдо / нанатеи дзюдо (ō 柔道 柔道 семь имперских дзюдо), которые проводятся ежегодно между семью бывшими имперскими университетами.

 

Kosen (専 専 kōsen) - это аббревиатура Kōtō senmon gakkō (高等 専 門 学校), буквально «Высшая специальная школа», и относится к технологическим колледжам в Японии, которые обслуживают учащихся в возрасте от 15 до 20 лет. Школы Kosen начали проводить межрегиональные соревнования по дзюдо с 1914 года. Правилами борьбы в Косен были в основном правила Дай Ниппон Бутокукай и Кодокан до изменений 1925 года. Тем не менее, они отличались тем, что отстаивали право конкурентов входить в партер, как бы они ни хотели, и оставаться в нём столько, сколько надо. Правила позволяли разработать более тактически обоснованный стиль не-ваза, и этот стиль был разработан под влиянием дзюдоистов, таких как Цунетане Ода и Хадзимэ Исогай.

 

Косен дзюдо в исполнении легендарного Масахико Кимура

  В отличие от основных правил соревнования Кодокан, правила Косен допускают хикикоми (込 込 стягивание), позволяя конкурентам переходить в партер, перетаскивая оппонента вниз без использования признанной техники нагэ-ваза ( техника бросков). Это использовалось некоторыми командами, которые выставляли своих менее опытных в нагэ-ваза учеников с более опытными учениками конкурирующих команд, стремясь к ничье в нагэ-ваза и пытавшихся найти победу в newaza.  Чтобы добиться победы в соответствии с правилами дзюдо того времени, дзюдоист должен был получить ippon, так как промежуточных оценок не было. 

 

В отличие от современных правил дзюдо, в Косен дзюдо были разрешены болевые на ноги (запрещены  правилами Кодокан в 1914 году и в сиаи, и в рандори. К 1925 году, даже в дзюдо Косен, все болевые на суставы, кроме локтевых, были полностью запрещены.

 

    Матчи не имели ограничения по времени и обычно оспаривались на мате размером 20 х 20 метров. Начальная зона 8x8 метров была отмечена на ковре, а также опасная зона, которая закончилась в 16x16 метров. Если дзюдоист покинет опасную зону, матч будет возобновлён. Если противники активно борются в не-ваза и покидают опасную зону, судья произносит команду «соно-мама» ( не двигаться ), чтобы заморозить их положение, перетаскивает их в середину зоны соревнований и продолжает схватку командой «йоши», чтобы возобновить матч в той же ситуации. Это было обычным явлением в дзюдо в целом и все еще является частью официальных правил дзюдо, но с тех пор вышло из употребления, что позволяет современным дзюдоистам выходить из не-ваза, выходя из зоны соревнований.

 

Дзюдо Косен, как особый «стиль», направленный на обучение правилам Косен, процветало в регионе Киото примерно до 1940 года. Стиль и своеобразный набор правил до сих пор изучается для турниров "семь имперских дзюдо" (七 帝 ich shichitei jūdō / nanatei jūdō) (бывших) имперских университетов и преподаются особенно в Киото. В последние годы возрос интерес к дзюдо Косен из-за его сходства с бразильским джиу-джитсу.

Вернуться к списку